Советкина Зоя, ведущий аналитик по банковским рейтингам «Эксперт РА» |
За первое полугодие 2019 года на российском авторынке, по данным Ассоциации европейского бизнеса (AEB), было продано порядка 829 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 2,4% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако на фоне сокращения автопродаж проникновение лизинга в продажи легковых автомобилей, к которым мы относим легковые (PC), а также легковые коммерческие и грузовые коммерческие автомобили массой не более 3,5 тонн (LCV), по нашим оценкам, выросло с 9% до 10% в первом полугодии 2019 года.
Увеличение доли лизинга обусловлено не только падением объема продаж легковых автомобилей, но и ростом объема нового бизнеса в автосегменте в первой половине этого года на 24% до 112 млрд руб. При этом поддержку автолизингу все больше оказывает активная работа лизинговых компаний в таких быстрорастущих сегментах как такси и каршеринг. Несмотря на рост лизинга в автопродажах, основным источником финансирования покупки легкового автомобиля по-прежнему являются автокредиты, на которые приходится более половины всех проданных легковых автомобилей (52%).
Таблица 1. За 1пг2019 около 10% легковых автомобилей реализовано через лизинг
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 1пг2019 | |
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей[1], тыс. шт. | 1601 | 1426 | 1596 | 1801 | 829 |
Количество переданных в лизинг легковых автомобилей, тыс. шт. | 87 | 114 | 140 | 160 | 81 |
Доля лизинга в продажах легковых автомобилей, % | 5,4 | 8,0 | 8,8 | 8,9 | 9,8 |
Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК
Помимо увеличения доли лизинга в продажах автомобилей тенденцией для автолизинговых компаний в 2016-2018 гг. стал рост доли доходов от дополнительных услуг с 8% до 10% в общей структуре доходов. Подобная динамика объясняется преимущественно ростом доходов от дополнительных услуг (например, от страхования водителей и пассажиров, страхования аванса или непогашенной задолженности, шиномонтажа, сезонного хранения шин). Несмотря на позитивные изменения, для подавляющей части российских лизинговых компаний по-прежнему характерна высокая концентрация на доходах от финансового лизинга, в то время как на развитых рынках доля доходов от дополнительных сервисов у крупных автолизинговых компаний может составлять около 20% общих доходов.
1 Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (AEB).
Источник: All-Leasing.Ru