ЦБ нажал на паузу
Поделиться
VK


Главный экономист "Эксперт РА" Антон Табах — о том, как изменится курс рубля после решения регулятора приостановить покупку валюты на внутреннем рынке до конца сентября.

Главный экономист "Эксперт РА" Антон Табах — о том, как изменится курс рубля после решения регулятора приостановить покупку валюты на внутреннем рынке до конца сентября.

Банк России заявил, что приостанавливает покупку иностранной валюты на внутреннем рынке в рамках «бюджетного правила» до конца сентября. Регулятор объяснил это желанием снизить волатильность на финансовых рынках. Ранее рубль ненадолго обновил минимум за два года, пробив отметку в 69 за доллар. Решение Центробанка разумное и очень правильное — участники рынка предполагали, что регулятор к нему в конце концов придет.

У Банка России есть две проблемы: с одной стороны, регулятор не отвечает за курс рубля, но сильные колебания должен смягчать, а с другой стороны, у ЦБ есть обязанность покупать валюту для Минфина в рамках «бюджетного правила». Согласно этому правилу, в Фонд национального благосостояния направляются сверхдоходы от продажи нефти при цене свыше $40 за баррель. Речь идет не о международных резервах Центрального банка, а о резервах правительства, созданных на случай бюджетного кризиса, выплаты долга или поддержки пенсионной системы в будущем. Поэтому в рамках этого правила, когда цены на нефть достаточно высоки, а сейчас они высоки, у Минфина появляются излишки. Причем не одномоментно, а в течение года. И закупки валюты также происходят постепенно. Налоги и пошлины приходят в бюджет неравномерно, и в этом ответ на вопрос, почему не закупили всю необходимую валюту в начале года, когда доллар и евро были намного дешевле.

В условиях свободного плавания рубля покупка валюты регулятором всегда сильно влияет на рынок, но считается, что ЦБ лучше не проявлять излишней активности, кроме как для смягчения резких колебаний. Поэтому сложилась практика, что Банк России объявляет свои закупочные планы на месяц, примерно как делается с ожидаемой политикой по ключевой ставке. С процентными ставками это уже устоявшаяся практика, при этом участники рынка понимают, что при каких-то неожиданных событиях ЦБ может созвать экстренное заседание или изменить ставку, что это ожидания, а не гарантия. С закупками валюты для Минфина всё несколько сложнее. Действия по ключевой ставке — ориентир на относительно долгий срок, а в случае с закупкой валюты сам ЦБ формирует ежедневный спрос. Поэтому Банк России старается осуществлять закупки более или менее равными долями в течение всего периода. Конечно, с учетом ситуации на рынке.

При атаке на рубль странно продолжать действия, которые автоматически ослабляют национальную валюту. И в этом случае правильно брать тайм-аут. Практика показала, что несколько дней перерыва — это не проблема, а если ситуация на рынке плохая, то можно прерваться и на более долгий срок, что и было сделано в апреле и в августе. «Бюджетное правило» не обязывает пополнять ФНБ в заявленных объемах в течение конкретного месяца или до конца года — формальные ограничения достаточно мягкие и позволяют делать покупки, когда это удобно и выгодно. Постепенно создается практика, понятная всем: когда на рынке всё спокойно, планы на месяц будут выполняться более-менее равными долями, а если рынок начнет трясти, то делаются перерывы, чтобы посмотреть, что будет. То, что сделал ЦБ сейчас, — не словесная интервенция, а вполне конкретное решение сократить на ближайшие полтора месяца спрос на валюту в объеме как минимум 500 млрд рублей. Регулятор берет пример с Минфина: если у нас ситуация на рынке облигаций плохая, он уменьшает объем привлечения или даже на какое-то время не предлагает новые облигации.

Важно, чтобы рынок понимал, как действует регулятор, а не догадывался. При этом полностью снимать завесу тайны не следует, потому что деньги любят тишину и спокойное принятие решений. Если мы посмотрим на зарубежные центральные банки, то там вся информация публикуется с достаточно большим временным лагом. Но при этом намерения регуляторов выражены очень четко и прозрачно.

Поскольку нефтяные доходы активно поступают в казну, ФНБ надо будет пополнять. И если рынок стабилизируется, то в IV квартале регулятор нагонит закупки, приостановленные сейчас. Поэтому осенью рубль будет слабее, чем мог бы быть. Сейчас национальная валюта ослабла под влиянием внешних факторов, но даже если рубль укрепится, необходимость закупать валюту для Минфина будет способствовать его относительному ослаблению в конце года. Появился новый фактор — перенос тяжести покупки валюты на конец года, который уже влияет на ожидания бизнеса и прогнозы аналитиков. Немного вырастет инфляция, возможно, ЦБ рассмотрит повышение ставки в сентябре.

Источник: Известия