Что нужно знать о кредитных рейтингах
Апелляция – очень формализованная процедура. Возможность аргументированно поспорить с агентством гарантирована эмитентам законом о рейтинговых агентствах. Максимальный срок на рассмотрение апелляции – 10 рабочих дней. Это тот срок, за который мы должны изучить позицию эмитента, при необходимости провести повторную встречу, получить дополнительные данные и собрать новый рейтинговый комитет. Часть клиентов этой процедурой пользуется. Некоторые действуют, что называется, «на удачу» – а вдруг поставят более высокую оценку. Но такой подход бесперспективен. Если апелляция мотивированная, если она содержит новую фактуру, убедительные аргументы, то это может привести к пересмотру оценки. Например, бывает, что на старте компания, которая получает рейтинг впервые, посчитала какую-то информацию слишком конфиденциальной. А в ходе апелляции решает раскрыть дополнительные данные, которые значимо влияют на рейтинг. Например, показать нам акционерное соглашение, которое радикальным образом меняет взгляд агентства на акционерные риски.
Совсем редко (но и такое бывает) в ходе апелляции рейтинг может даже снизиться. Апелляция – это, в том числе, и новый состав рейтингового комитета. При новом составе и в отсутствии каких-то новых значимых факторов в пользу компании рейтинг может измениться в худшую сторону. Либо может поменяться содержание итогового релиза по результатам присвоения рейтинга. Поэтому мы всегда просим компании не спорить просто ради спора, так как это может в результате повлиять и на релиз, и даже на сам рейтинг.
Агентство применяет гибкую систему ценообразования. Просчитать трудозатраты по каждому конкретному проекту заранее невозможно, поскольку в услугу входит не только присвоение, но и поддержание рейтинга в течение 1 года. В этот период с компанией могут происходить изменения, которое могут значительно повлиять на уровень рейтинга. Он может быть снижен или, наоборот, повышен. В любом случае, в течение года компания находится на режиме мониторинга, даже если этот мониторинг не выливается в конкретные рейтинговые действия. Поэтому при оценке стоимости услуги агентство использует средний показатель трудозатрат и исходит из него.
Средний показатель рассчитывается на основе категоризации компаний по уровню сложности анализа. Агентство определило 5 категорий сложности рейтингуемых лиц, по которым на основе исторических данных и были сформированы ценовые предложения. Эти категории экспертно определяются сотрудниками агентства. Учитываются структура активов, структура долговой нагрузки, состояние отчетности, диверсификация бизнеса, региональная диверсификация и необходимая скорость выполнения работ. Это основные критерии, но на практике их может быть больше.
В итоге образуется большая вилка цен на услуги по рейтингованию: от 800 тыс. руб. с учетом НДС до 6,5 млн. руб. с учетом НДС.
В «Эксперт РА», как во всех рейтинговых агентствах, такие решения принимаются коллегиально. Это нужно для того, чтобы вклад в оценку конкретного аналитика с его набором субъективных суждений не оказывал определяющего влияния на рейтинг.
Когда возникает необходимость корректировок модели, влияние человеческого фактора повышается. Именно для того, чтобы выровнять этот эффект, существуют два фильтра: рейтинговый комитет и второй аналитик. Рейтинговый комитет следит за тем, чтобы подход был последовательным, чтобы он не противоречил другим решениям, которые принимает агентство. В конечном счете агентство обеспечивает и следование методологии, и последовательность в тех суждениях, которые оно делает, и сопоставимость рейтингов.
Для компаний МСБ, эмитентов высокодоходных облигаций цена может быть меньше нижнего порога (800 тыс. руб.), но это не является обязательством агентства. Каждый такой случай рассматривается индивидуально.
Компании из сектора малого и среднего бизнеса могут получить государственную субсидию на возмещение расходов по получению кредитного рейтинга. Мы составили подробный гайд о том, как это можно сделать. Читайте об этом здесь.
Программа субсидирования листинга ценных бумаг для малого и среднего бизнеса продлена на 2021 год, в нее внесено несколько важных изменений
Что нового?
В программу впервые вводится новая льгота: субсидирование части расходов на получение кредитного рейтинга эмитента или выпуска облигаций.
На что полагалась субсидия раньше, до этих изменений?
Субсидия по программе компенсирует часть затрат, сопутствующих размещению ценных бумаг на фондовой бирже: расходы на вознаграждение организаторам размещения выпуска акций или облигаций, расходы на выплату купонного дохода по облигациям. Эти статьи имелись в программе ранее. Субсидируется часть затрат, фактически уже понесенных эмитентом. Расходы должны быть подтверждены документами (об этом ниже).
Кто может воспользоваться льготами, предлагаемыми программой?
- Компании, являющиеся субъектами малого и среднего бизнеса (в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»?)
- зарегистрированные в Едином реестре субъектов МСП;
- не имеющие просроченной задолженности по налогам и сборам;
- не проходящие процедуру банкротства или ликвидации;
- имеющие статус налогового резидента РФ;
- совокупная доля иностранных участников в уставном капитале компании не должна быть более 50%.
Кто не сможет получить субсидию по данной программе?
- Эмитенты, входящие в группу компаний (по определению Международных стандартов финансовой отчетности – МСФО), годовая выручка или доход по МСФО которых превышает 2 млрд. руб. Исключение составляют группы, в которые входят только предприятия малого и среднего бизнеса.
- Слишком «молодым» бизнесам откажут - регистрации компании должно быть не менее трех лет на момент подачи заявки. Если юридический и фактический адреса компании определяются как адреса массовой регистрации предприятий, а руководство компании имеет в «анамнезе» профессиональные дисквалификации, то успех также невозможен.
- Убыточным компаниям (рассматривается период за последние три года) не стоит рассчитывать на благосклонность комиссии. Выручка предприятия за предыдущий год должна составлять от 120 млн до 2 млрд руб., а ее средний темп прироста за последние три года – не менее 10%.
- Адресатом программы не сможет стать бизнес, аффилированный с какими-либо госструктурами и получающий средства из федерального бюджета по каким-либо другим программам.
- На субсидию не могут рассчитывать бизнесы, связанные с подакцизными товарами и большинством полезных ископаемых, участники соглашения о разделе продукции, представители игорной индустрии, ломбарды, кредитные или страховые организации (за исключением потребительских кооперативов), инвестфонды, негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, микрофинансовые и лизинговые компании.
Субсидия на получение кредитного рейтинга эмитента или выпуска ценных бумаг/размещения ценных бумаг на бирже/выплаты купонного дохода по облигациям.
Какие документы надо предоставить, чтобы получить субсидию?
- Заявку на получение субсидии за подписью руководителя компании. Форма заявки содержится в приложении №4 к основному документу программы (Постановлению от 30 апреля 2019 г. N 532 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям – субъектам малого и среднего предпринимательства в целях компенсации части затрат по выпуску акций и облигаций и выплате купонного дохода по облигациям, размещенным на фондовой бирже»);
- Заявление о предоставлении субсидии (форма находится здесь; старая редакция, без указания на получение кредитного рейтинга - в приложении №2 к Постановлению от 30 апреля 2019 г. N 532);
- Сведения о госрегистрации юрлица;
- Справку с указанием банковских реквизитов и счетов, на которые планируется перечислять субсидию, за подписью руководителя и главного бухгалтера компании с печатью;
- Справку из налоговой об отсутствии долгов по налогам и сборам;
- Справку за подписью руководителя и главного бухгалтера компании с печатью, подтверждающую соответствие бизнеса требованиям программы, указанным выше;
- Копии договоров об осуществлении рейтинговых действий, сторонами которого являются компания МСП и кредитное рейтинговое агентство, находящееся в реестре ЦБ. Результатом рейтинговых действий, осуществляемых в рамках такого договора, должно быть присвоение эмитенту или выпуску облигаций кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале для РФ. Если речь идет о получении субсидии на размещение ценных бумаг, то предоставляются копии соответствующих договоров - об организации размещения и размещении выпусков ценных бумаг на бирже;
- Выписка по расчетному счету эмитента, подтверждающая оплату эмитентом услуг кредитного рейтингового агентства, организатора размещения за подписью руководителя компании с печатью;
- Справка от центрального депозитария или биржи, подтверждающая факт размещения ценных бумаг, затраты на которое планируется возместить при помощи субсидии (форма содержится в приложении №5 к Постановлению от 30 апреля 2019 г. N 532).
Какая часть расходов на листинг субсидируется государством?
До 2% от объема размещения (но не более 1,5 млн руб.). В эту же сумму входят расходы на рейтинговые действия в рамках размещения ценных бумаг на бирже. Кроме того, субсидируется до 70% от суммы купонных выплат, но не более 70% от ключевой ставки. Точная формула расчета содержится в основном документе программы (Постановление от 30 апреля 2019 г. №532).
Кто отвечает за реализацию программы?
Для этого собирается специальная комиссия под эгидой Министерства экономического развития. В комиссии, помимо представителей самого Минэка, принимают участие также представители Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (не менее трети состава) и общероссийских общественных объединений, представляющих интересы предпринимателей сектора МСП.
Куда подавать документы?
По адресу: 115039, Москва, Пресненская набережная 10, стр. 2, Департамент инвестиционной политики и развития предпринимательства Минэкономразвития России. Подавать документы собственник компании может лично, через доверенного представителя, по почте или через экспедицию Минэкономразвития.
Интерактивный путеводитель по программам поддержки малого и среднего бизнеса в Москве находится здесь.
В какие сроки это можно сделать в 2021 году?
До 1 октября 2021 года.
Как происходит принятие решения о выдаче субсидии или об отказе в ней?
Комиссия собирается и рассматривает заявки не реже чем дважды в год. Конечно, могут и отказать. Однако комиссия должна объяснить причину отказа.
Как быстро мы получим деньги, если комиссия примет положительное решение о предоставлении субсидии по программе?
Субсидия перечисляется в течение 10 рабочих дней с момента принятия комиссией такого решения.
У каких бизнесов будет больше шансов на положительное решение комиссии?
Приоритетными отраслями государство в данном случае считает сельское хозяйство и обрабатывающее производство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, внутренний и въездной туризм, деятельность в области информации и связи, здравоохранение, образование, профессиональную научную и техническую деятельность.
Есть ли успешные кейсы эмитентов, уже воспользовавшихся программой?
Есть. Отчеты о ходе реализации программы можно прочитать здесь.