
Биография
Деятельность: | Инвестор, предприниматель |
Дата рождения: | 14.05.1982 |
Место рождения: | г. Ленинабад, Таджикская ССР |
Образование: |
• университет штата Небраска; • ХГУ им. академика Б. Гафурова; • London Business School. |
Семейное положение: | Женат, трое детей |
Биография
Зафар Яхьёевич Азимов (Zafar Azimov) — владелец бизнеса и инвестор, делающий акцент на стратегическом развитии активов. Ставит своей целью не генерацию моментальной прибыли, а полную реализацию потенциала коммерческих структур. Один из главных проектов, которые реализовал Зафар Азимов, — «Инфаприм». Бизнесмен смог превратить этот стагнирующий комбинат по производству детского питания в успешную компанию.
Зафар Азимов
Биография
Зафар Азимов: академическая траектория
Зафар Азимов родился в 1982-м в Ленинабаде Таджикской ССР. Его мать была учительницей английского, отец — инженером в ковровой индустрии, которая в тот период составляла важную часть республиканской экономики. В школьные годы Зафар Азимов нередко посещал производственный комплекс. Там он имел возможность видеть как работу современного промоборудования, так и труд художников, сохраняющих многовековые традиции ткацкого ремесла. Зафар Азимов делится воспоминаниями: тогда комбинат участвовал в обеспечении ковровой продукцией огромного рынка СССР и ряда других стран — в общей сложности порядка 360 млн человек.
В 1997-м Зафар Азимов получил аттестат одного из учебных заведений Таджикистана. После этого он эмигрировал в США.
В 1997–1998 годах Зафар Азимов обучался в местной школе, благодаря чему добился значительного прогресса в английском языке.
В 1998-м Зафар Азимов поступил в Университет штата Небраска. Он представляет собой престижную академическую институцию. Организация функционирует как мультикампусная система, интегрирующая несколько автономных вузов под единой административной структурой. Университет демонстрирует высокий уровень компетенции в сфере аграрных наук, инженерных дисциплин и бизнес-администрирования. Зафар Азимов проходил обучение, которое аккумулировало в себе несколько специальностей: финансовое управление, экономику и менеджмент. Параллельно будущий основатель компании «Инфаприм» Зафар Азимов получал дистанционное образование в Худжандском государственном университете, а также посещал летние интенсивы в Оксфорде.
В 2002–2003 годах Зафар Азимов был президентом финансового сообщества американского вуза.
В 2005-м Зафар Азимов проходил курс МВА в АНХ в Москве. Данная академия стала первой в РФ, внедрившей такую программу. Ее появление стало значимым этапом в развитии бизнес-образования в России. Стоит отметить, что Зафар Азимов твердо придерживается концепции о том, что для сохранения оптимального уровня профессиональной компетенции критически необходима систематическая актуализация знаний.
В 2019-м Зафар Азимов начал обучение по образовательной программе EMBA в престижной Лондонской школе экономики. Инвестор подчеркивает, что данный академический статус был приобретен неформально. На протяжении двухлетнего периода Зафар Азимов был полностью включен в учебный процесс: регулярные интенсивы, коллективные образовательные сессии, домашние аналитические задания и многочисленные дополнительные активности. По словам предпринимателя, на курсе делался большой акцент на вопросах цифровизации бизнеса. Многие изученные digital-инструменты Зафар Яхьёевич Азимов оперативно внедрил на своих предприятиях.
Начало карьерного трека
В 2004-м Зафар Азимов вернулся в Таджикистан. Обладая современными экономическими компетенциями, он намеревался ассистировать своему отцу на ковровом комбинате. Однако тот придерживался позиции, что профессиональная траектория наследника должна формироваться без протекционизма.
Некоторое время Зафар Азимов вел трудовую деятельность в масштабном для Таджикистана фининституте. Параллельно он активно размышлял об открытии собственного бизнеса. В 2005-м перебрался в столицу РФ.
В 2007-м Зафар Азимов инициировал создание компании Zamwell Capital. В настоящий период данная организация эволюционировала до масштабного инвестиционно-финансового конгломерата. Он специализируется на администрировании и прогрессивном развитии диверсифицированных активов в различных территориальных локациях. Корпоративные структуры, входящие в портфель группы, представлены в многочисленных экономических сферах — от медицинских сервисов и производства детского питания до объектов недвижимости и текстильной индустрии.
Одним из дебютных проектов корпорации Zamwell стала компания «Арктиксервис». Данное предприятие специализировалось на промысловой деятельности. Флотилия компании включала универсальные морские суда: процесс производства и упаковки крабовой продукции осуществлялся непосредственно на борту.
Однако акционерам предприятия не удалось сформировать долгосрочную стратегическую концепцию развития, что привело к дефициту финансирования. Компания аккумулировала значительный объем высокопроцентных кредитных обязательств. С течением времени экстремальная долговая нагрузка спровоцировала ситуацию, когда банк начал изъятие корпоративных активов.
Зафар Азимов сумел достичь консенсуса с финансовым институтом относительно возвращения компании легитимным собственникам. Процесс перекредитования был реализован в «Сбербанке» после прекращения сотрудничества с «Номос-банком» в 2008-м. В результате комплексной реструктуризации финансовых обязательств «Арктиксервис» начал демонстрировать динамичную прогрессию, поскольку административный персонал сконцентрировал усилия на операционных процессах.
Существенное влияние на функционирование компании оказал глобальный экономический кризис. Приблизительно 95% продукции «Арктиксервиса» реализовывалось американским клиентам. Столкнувшись с серьезной финансовой дестабилизацией, они утратили возможность осуществлять платежи. Флот предприятия прекратил морские операции, учитывая отсутствие потенциальных покупателей на добываемую продукцию. Вследствие этого у компании вновь возникли проблемы с кредитами. Тогда Зафар Азимов повторно инициировал процесс реструктуризации долговых обязательств. Так, «Арктиксервис» сохранил жизнеспособность и начал демонстрировать интенсивный рост.
Зафар Азимов детально исследовал отраслевую специфику. По его инициативе компания осуществила экспансию на новые международные рынки, включая японский. Также его поддержка помогла предприятию воспользоваться глобальной экономической конъюнктурой, а именно повышением мировых цен на краба в 2009-м. Из-за слишком интенсивного вылова в основных промысловых регионах рыночная стоимость килограмма этого морепродукта выросла с $9 до $40.
Продолжая имплементацию стратегии долгосрочного развития «Арктиксервиса», Зафар Азимов инициировал переговорный процесс с инвестором. В итоге сделка по продаже предприятия была финализирована с высоким мультипликатором.
Зафар Азимов: модернизация ковровой отрасли
Зафар Азимов со временем также включился в развитие «Кайраккумского коврового комбината», с которым был связан период его детства. На момент прекращения существования СССР экономика Таджикистана находилась не в лучшем состоянии. Ситуацию усугубила гражданская война в стране, продлившаяся до 1997-го.
Однако даже спустя несколько лет после окончания конфликта завод не смог адаптироваться к рыночной конъюнктуре. Основные причины — высокая себестоимость продукции и наличие дешевой альтернативы турецкого производства. В результате годовой выпуск ковров упал с советских 8 млн до 300 тыс. квадратов.
Зафар Азимов систематически посещал историческую родину для осуществления финансовой поддержки предприятия. В определенный момент инвестор осознал, что единственной альтернативой продаже актива является его коренная модификация — как технологическая, так и управленческая.
Зафар Азимов занял позицию председателя совета директоров комбината. На этом посту он в первую очередь инициировал переговорный процесс с немецким финансовым институтом Landesbank. Зафар Азимов планировал убедить кредитора снизить сумму задолженности. Его аргументация базировалась на факте, что заем был предоставлен в немецких марках, и его размер вырос после введения евро в оборот. Однако финансовая структура ответила отказом.
Затем Зафар Азимов установил контакты с производителями текстильного оборудования в Германии и Бельгии. Он сообщил потенциальным инвесторам, что объем их капиталовложений не будет большим, учитывая наличие функционирующей инфраструктуры. Тем не менее многие демонстрировали скептицизм относительно инвестпроектов в Таджикистане. Однако в итоге бельгийские партнеры согласились на коллаборацию. Они осуществили поставку первого производственного станка.
Параллельно Зафар Азимов изучал современные тенденции и инновации в текстильной индустрии. С этой целью он посещал Турцию для адаптации опыта локальных производственных предприятий.
В результате меры, которые принял Зафар Азимов, способствовали возрождению «Кайраккумского коврового комбината». Позитивная трансформация предприятия была отмечена на государственном уровне. В 2013-м технологический комплекс посетил президент Республики. В диалоге с ним Зафар Азимов акцентировал внимание главы государства на необходимости формирования механизмов господдержки для дальнейшего развития текстильной индустрии в стране.
В короткий хронологический период такие инструменты были разработаны и внедрены. Благодаря этому бельгийские партнеры активнее включились в модернизацию предприятия, которое развивал Зафар Азимов. Они оснастили завод еще пятью станками и производственной линией для изготовления нити.
Как отмечает Зафар Азимов, это позволило комбинату стать экспортером и лидером по выпуску ковров в Центрально-Азиатском регионе. В данный момент объемы производства составляют уже 50–60% от уровня времен СССР.
Организованные правительством механизмы поддержки способствовали не только развитию предприятия, которым руководил Зафар Азимов, но и прогрессу во всей отрасли: в Таджикистане были основаны еще три ковроткацких завода.
Зафар Азимов: «Инфаприм»
В 2014-м созданный Зафаром Азимовым Zamwell Capital проявил интерес к стратегически важному сектору детского питания. Производственный комплекс, на который обратил внимание Зафар Азимов, — «Инфаприм» — располагался в подмосковной Истре. В тот период предприятие находилось в собственности консорциума инвесторов, которые высказывали полярные точки зрения на дальнейшее развитие актива. Аккумулированная финансовая задолженность достигла критического уровня, а производственные мощности балансировали на грани тотальной дисфункции.
Зафар Азимов инициировал переговорную процедуру с владельцами о приобретении 100% бизнеса. В 2015-м Zamwell Capital купил производственную инфраструктуру, а в 2016-м — бренд.
Зафар Азимов сразу артикулировал перед командой долгосрочные цели предприятия, особо отметив, что не планирует продавать его. Предложенная инвестором стратегическая концепция развития компании была одобрена «Сбербанком» и получила финансовую поддержку организации. Главная цель дорожной карты, которую сформулировал Зафар Азимов, — «Инфаприм» должен был стать доминирующим отраслевым игроком в РФ с последующей экспансией на внешние рынки.
Придерживаясь собственной управленческой философии, Зафар Азимов никогда не вмешивался в оперативный менеджмент. Вместо этого он осуществил глубокую интеграцию в проблематику данного индустриального сектора.
Зафар Азимов идентифицировал следующую проблему: зарубежные корпорации сконструировали благоприятную для себя экономическую экосистему, ориентированную на экспорт в Россию финальной продукции, а не сырьевых компонентов. Бизнесмен в свою очередь был убежден в необходимости локализации производства.
Зафар Азимов озвучил данную проблематику на высоком государственном уровне, включая коммуникации с Совфедом, правительственными структурами и Минсельхозом. Итогом этой инициативы стало предоставление предприятию определенных преференциальных условий.
В 2017-м лишь 2% представленных в российской ретейл-сети детских смесей являлись продукцией местного происхождения. В результате комплексной экспансии и технологической модернизации производственных мощностей один только «Инфаприм» Зафара Азимова ныне контролирует 15% национального рынка и имеет потенциал к более чем трехкратному росту. Предприятие добилось таких показателей без введения таможенных пошлин на импорт иностранного детского питания.
Кроме того, интенсификация деятельности компании генерирует мультипликативный позитивный эффект на сопряженные индустриальные сегменты. Организация преимущественно интегрирует в производственный процесс отечественные сырьевые компоненты (80%), что стимулирует развитие соответствующей промышленной инфраструктуры.
В совокупности ассортиментный портфель комбината включает более 150 товаров. В их числе:
- детские питательные смеси;
- специализированные нутриенты для беременных и кормящих женщин;
- энтеральное питание для детей и взрослых;
- диетические продукты для детей с генетическими патологиями;
- другие специализированные пищевые продукты.
Прочие проекты
Зафар Азимов в различные временные периоды развивал и другие бизнесы. В частности, речь идет о сети реабилитационных учреждений для людей с ментальными расстройствами под брендом A-companies. Ее предприниматель открыл в США в 2011-м. Она отличалась следующими особенностями:
- ориентация на пациентов старшего поколения;
- высокое качество сервиса;
- умеренный уровень цен;
- наличие службы домашнего медицинского сопровождения.
В 2023-м Зафар Азимов реализовал свою долю в компании.
Также холдинг бизнесмена смог вывести на прибыльность отель в столице Узбекистана. Изначально здание советской постройки приобрел турецкий девелопер. Он модернизировал комплекс, но не справился с операционным менеджментом. В результате Zamwell Capital интегрировался в проект в статусе миноритарного акционера. В течение двух лет группа сделала гостиницу рентабельным бизнесом. После этого структура Зафара Азимова реализовала свою долю узбекистанскому бенефициару.
Партнерский материал