Достижение углеродной нейтральности к 2060 г. обойдется России в 102,7 трлн руб., если двигаться к ней по наиболее экономичному пути, говорится в аналитическом обзоре «ВТБ капитала». В частности, наименее затратные способы – это утилизация мусора, снижение выбросов метана, декарбонизация электроэнергетики и проекты в сфере лесного хозяйства. По оценке экспертов «ВТБ капитала», за счет этого можно устранить 59% выбросов в российской экономике. При этом полная декарбонизация к 2060 г. потребовала бы затрат в 479,8 трлн руб.
Углеродная нейтральность не предполагает 100%-ного снижения выбросов СО2, достижение этой цели возможно за счет достижения баланса между антропогенными выбросами и их поглощением, например, за счет лесов и других экосистем. Согласно утвержденной правительством Стратегии низкоуглеродного развития, Россия должна сократить выбросы на 60% к 2050 г. Дальнейшая реализация этого сценария позволит достичь углеродной нейтральности к 2060 г.
Самым дорогим для декарбонизации сектором остается транспорт, за ним следуют цементная промышленность и производство железной руды и стали, указывают аналитики «ВТБ капитала». Для выхода на нулевые выбросы в декарбонизацию транспорта нужно будет вложить 145,4 трлн руб. Нефтегазовая сфера потребует 71,9 трлн руб., электроэнергетика – 46,3 трлн руб.
Для достижения целей по декарбонизации бизнесу и государству необходимо консолидировать усилия, считает директор по рейтингам устойчивого развития агентства «Эксперт РА» Юлия Катасонова.
«Ключевую роль в декарбонизации будет играть именно бизнес, при этом государство должно поощрять и стимулировать реализацию климатических проектов с помощью различных инструментов. Это может быть субсидирование ставок для снижения стоимости заимствований, введение минимальных требований по инвестициям для институциональных инвесторов, оптимизация налогообложения», – указывает она. Таким образом, у компаний будет экономическая выгода заниматься климатическими проектами по переходу на низкоуглеродную экономику.
Реализация новых проектов, требующих дополнительных инвестиций, может отразиться на ценах продукции, подтверждает Катасонова. Но если государство введет меры по стимулированию финансирования климатических проектов путем субсидий, то заимствования могут быть менее затратными. «Изменения в ценообразовании могут коснуться тех компаний, выбросы которых превышают установленные законодательством нормативы», – указывает она.
Источник: Ведомости
Анастасия Бойко