Замедление инвестиционной активности с начала текущего года и неопределенность дальнейшей экономический ситуации обусловливают преимущественно пессимистичные ожидания участников рынка в отношении его роста. «В 2013 году при оптимистичном прогнозе мы ожидаем падение объема нового бизнеса на 5-15% относительно уровня 2012 года», – оценивает перспективы рынка Андрей Коноплев, генеральный директор ОАО ВТБ Лизинг.
Сгладить падение рынка в текущем и следующем году может сегмент авиатехники – так, по итогам авиасалона МАКС-2013 Сбербанк Лизинг и компания ГСС подписали соглашение о покупке для передачи в лизинг до 20 воздушных судов SSJ 100 (сумма сделки может составить более 700 млн. долл.), компания ИФК подписала соглашения с авиакомпаниями «Ангара» (более 60 млн. долл.), «ВИМ Авиа» и Red Wings, а ВЭБ-Лизинг – с компаниями ЮТэйр и Трансаэро (поставки оговариваются уже приблизительно на 2020 год). Ввиду длительности проработки сделок и поставок техники, конечно не все подписанные сделки попадут в объем нового бизнеса в 2013 и 2014 годах.
По нашим оценкам, при пессимистичном сценарии рынок лизинга (новые сделки) в текущем году может сократиться на 10%, а его объем при этом составит 1,19 трлн. руб. Пессимистичный сценарий предполагает, что сделок в сегменте авиализинга во 2-м полугодии 2013г. будет заключено в 2 раза меньше, чем в первом, а сумма контрактов в сегменте ж/д техники и прочих сегментах рынка не превысит аналогичную сумму 1 полугодия. В случае позитивного сценария мы предполагаем рост рынка до 6%, объем сделок при этом составит 1,4 трлн руб. Позитивный сценарий подразумевает прирост сделок в ж/д сегменте на 20% во 2-м полугодии 2013 (к 2 полугодию 2012), небольшое снижение сделок в авиасегменте (до 20% по отношению к 2 полугодию 2012, с учетом высоких показателей 2П2012 и 1П2013) и умеренный прирост (15%) суммарно по прочим сегментам рынка.
Таблица 5. В 2013 году сегмент авиатехники может смягчить падение рынка
Сегмент | Факторы роста сегмента | Факторы замедления сегмента | Динамика сегмента в 1П2013 г. | Прогноз прироста на 2013г. | Прирост в абсолютном выражении, млрд. руб. (пессим/ оптим. прогноз) |
Влияние на общий прирост нового бизнеса (пессим. прогноз), п.п. |
Влияние на общий прирост нового бизнеса (оптим. прогноз), п.п. |
Железнодорожная техника |
Рост спроса на лизинг со стороны перевозчиков, ожидавших снижения цен на вагоны |
Падение ставок аренды ж/д состава, сокращение ж/д перевозок |
-49,5% |
-33% / -18% |
-175 / -95 |
-13,4 |
-7,3 |
Авиатехника |
Господдержка в виде возмещения части затрат на лизинговые платежи (Постановление 1212 и пр.), возможные новые контракты в рамках МАКС-2013 |
Конкуренция со стороны иностранных лизинговых компаний (нерезидентов) |
+712,7% |
+40% / +65% |
45 / 75 |
+3,4 |
+5,7 |
Прочие сегменты |
Негативная динамика продаж легковых автомобилей, высвобождение и выход на рынок строительной техники, ранее задействованной в масштабных госпроектах |
-10,5% |
0% / +15% |
0 / 100 |
0 |
+7,6 |
|
Итого прирост по рынку |
-10% |
6% |
Источник: «Эксперт РА»