Лизинг и факторинг, 03.12.2013

Развитие рынка за 9 месяцев 2013 года
Поделиться
VK


Вернуться к резюме

1.1. Объем и динамика рынка

В III квартале 2013 года лизинговый рынок немного отыграл падение, продемонстрированное в 1 полугодии 2013 года. Если за январь-июнь сокращение рынка составило впечатляющие 17%, то по итогам трех кварталов оно снизилось примерно до 3%. Прирост новых сделок в III квартале 2013 года составил 37% по отношению к III кварталу 2012 года. Объем нового бизнеса за 9 месяцев 2013 года составил 940 млрд рублей (таблица 1). Динамика крупнейших сегментов рынка – ж/д транспорта и авиатехники – при этом отличалась от первых двух кварталов года: если ж/д сегмент отвоевывал утерянные позиции, то авиасделки в III квартале увеличились незначительно. В результате доля ж/д сегмента по сравнению с 1 полугодием 2013 года выросла на 3 п. п. (хотя в абсолютном выражении сегмент сократился по отношению к 9 месяцам 2012 года на 33%), а доля авиатехники уменьшилась также на 3 п. п. Рынок (новые сделки), очищенный и от сделок ж/д, и от авиализинга, вырос в целом на 6,5%. Совокупный лизинговый портфель на 01.10.2013 составил 2,65 трлн рублей (+12,8% по сравнению с 01.10.2012, годом ранее +47%).

Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели 2009 9 мес. 2010 2010 9 мес. 2011 2011 9 мес. 2012 2012 9 мес. 2013 2013

Объем нового бизнеса, млрд рублей

315

420

725

920

1 300

965

1 320

940

1 390 / 1 210

Темпы прироста (период к периоду), %

-56,2

127

130,2

119

79,3

4,9

1,5

-2,6

н.д.

Концентрация новых сделок на топ-10 компаний, %

50

н.д.

62,4

н.д.

66,5

н.д.

63

67

н.д.

Индекс розничности*, %

25

н.д.

24

н.д.

23

н.д.

28

н.д.

Объем полученных лизинговых платежей, млрд рублей

320

228

350

360

540

380

560

520

690

Объем профинансированных средств, млрд рублей

154

258

450

509

737

434

640

460

680

Совокупный портфель лизинго­вых компаний, млрд рублей

960

1 040

1 180

1 600

1 860

2350

2 530

2 650

3 230/ 3 050

Номинальный ВВП России, млрд рублей (по данным Росстата)

39 016,1

н.д.

46 321,8

н.д.

55 798,7

н.д.

62 356,9

н.д.

66 515**

Доля лизинга в ВВП, %

0,81

н.д.

1,6

н.д.

2,3

н.д.

2,1

н.д.

2,1/1,8

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК

* Индекс розничности рынка лизинга рассчитывается «Экспертом РА» как суммарная доля «розничных» сегментов в общем объеме новых сделок. К «розничным» сегментам мы относим: легковой и грузовой автотранспорт, автобусы, строительную и сельскохозяйственную технику, торговое оборудование. 
**ФЗ N 216-ФЗ от 03.12.2012 "О федеральном бюджете на 2013г. и на плановый период 2014 и 2015 годов"

 

Определенный рост спроса в 2013 году наблюдался в части возвратного лизинга – его доля выросла с 1% за 9 месяцев 2012 года до 5% за 9 месяцев текущего года. Повышению интереса к этому инструменту способствовала отмена налога на имущество с начала года – ряду компаний, не так давно приобретавших новое оборудование, оказалось целесообразным реализовать его и приобрести вновь уже в лизинг. В то же время три четверти объема сделок возвратного лизинга за 9 месяцев 2013 года заняла одна сделка в сегменте ж/д техники, поэтому дальнейшей массовой активности в данном сегменте большинство лизингодателей не ожидает, а условием повышения спроса они видят скорее ухудшение экономической ситуации (что заставит клиентов искать дополнительные источники средств), нежели налоговую оптимизацию.

«Тенденцией 2013 года, которую необходимо отметить, является повышение интереса лизингодателей к сегменту госзакупок. Борьба за контракты на тендерах, проводящихся по 94-ФЗ и 223-ФЗ, значительно обострилась. Сегодня на конкурс может прийти до 5–6 лизингодателей, тогда как совсем недавно на тендеры приходил один, в лучшем случае два участника. ГТЛК уже давно участвует в различных тендерах, в том числе муниципальных, и обострение конкуренции на этом рынке мы оцениваем как положительное явление», – говорит Владимир Добровольский, директор по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании.

В рамках исследования лизинговым компаниям-участникам традиционно было предложено оценить степень влияния негативных факторов, которые в настоящее время препятствуют развитию лизингового сектора. Основные из них приведены в таблице 2 (в порядке убывания значимости).

Таблица 2. Основные факторы, негативно влияющие на лизинговый рынок

Место (2013) Негативный фактор Место (2012) Место (2011)
1 Нехватка платежеспособных «качественных» клиентов 1 5
2 Нехватка у ЛК заемного финансирования в достаточном объеме 2 1
3 Нехватка у ЛК финансирования с длительными сроками («длинные ресурсы») 3 2
4 Недостаточный спрос на лизинговые услуги со стороны клиентов 5 8
5 Противоречия и недоработки в законодательстве, препятствующие развитию отдельных сегментов (оперативный лизинг, лизинг недвижимости) 4 4
6 Повышенное внимание к лизинговым сделкам со стороны налоговых органов 8 7
7 Отсутствие современного и адекватного регулирования бухгалтерского учета лизинговых операций 6 6
8 Проблемы с возвратом/зачетом НДС 7 9
9 Другие причины (негативная арбитражная практика, повышенные требования со стороны банков-кредиторов к финансовому состоянию лизингополучателя, к залоговому обеспечению) 9 10

Источник: «Эксперт РА», по данным опроса лизинговых компаний (55 респондентов)

 

Первая тройка факторов за прошедший год не изменилась. Главным препятствием, сдерживающим развитие рынка, как и годом ранее, лизингодатели считают нехватку надежных клиентов. В вопросах фондирования лизингодателей по-прежнему в первую очередь волнуют объемы доступных ресурсов, и лишь во вторую – их срочность. В вопросе стоимости заемных средств большинство компаний проявляют сдержанность и скрывают информацию. Средняя процентная ставка по кредитам, по данным 18 наиболее информационно открытых лизингодателей, на 01.10.2013 составила 12,6%.

Примечательно, что опасения участников рынка, заявляющих о сворачивании клиентами инвестиционных программ в условиях неопределенности в экономике, пока слабо отразились на таком факторе, как «недостаточный спрос со стороны клиентов». За год его значимость повысилась лишь на одну ступень – фактор поднялся с 5-го на 4-е место. В то же время сразу на два уровня выросла значимость фактора «повышенное внимание к лизинговым сделкам со стороны налоговых органов».

 

1.2. Лидеры рынка

Крупнейшей компанией по объему новых сделок остался «ВЭБ-лизинг» – 159 млрд рублей (приложение 1). Компания «ТрансФин-М», вошедшая в тройку лидеров в 1 полугодии 2013 года, поднялась по итогам 9 месяцев с 3-го на 2-е место. Компания в 2013 году активно наращивает масштабы бизнеса, как в части пассивов, привлекая ряд крупных кредитов, так и активов, регулярно заключая крупные сделки и поглощая других участников рынка (в частности, в сентябре 2013-го приобретена занимающаяся оперативным лизингом компания «КЛК-Ч»). Значительные темпы прироста сделок продемонстрировал «Сбербанк Лизинг» (3-е место в рэнкинге, +50%), среди контрактов которого 26% занял оперативный лизинг авиатехники. В совокупности на тройку лидеров пришлось около 37% от всего объема нового бизнеса (40% в 2012 году, 47% в 2011 году).

Концентрация на рынке по итогам 9 месяцев 2013 года уменьшилась: доля сделок крупнейшего лизингодателя в объеме нового бизнеса составила 17% (за 9 месяцев 2012 года – 26%, 2011-го– 20%, 2010-го – 15%). Доля 10 крупнейших компаний, наоборот, подросла – на них пришлось 67% новых сделок (за 9 месяцев 2012 года – 65%, в 2011 году – 68%, в 2010 году – 58%).

Доля госкомпаний в объеме новых сделок немного увеличилась по сравнению с 1 полугодием 2013 года, но осталась значительно ниже, чем годом ранее, – около 44% по сравнению с 53% (график 1).

 

 

1.3. Распределение сделок по регионам и сегментам

В III квартале доля Москвы в новых сделках перестала снижаться, а в целом по итогам 9 месяцев (к 9 месяцам 2012 года) она уменьшилась на 13 п. п., с 54% до 42% (график 2). Кроме того, за январь-сентябрь 2013 года заметно усилились позиции Санкт-Петербурга (рост доли с 5,4% до 12,5%) и Уральского ФО (рост доли с 4,8% до 9,9%).

 

 

 

 

Снижение доли железнодорожной техники, отмеченное в 1 полугодии 2013 года, прекратилось: в III квартале тройка лидеров данного сегмента заключила новых сделок в сумме более чем на 100 млрд рублей (график 3). В результате доля ж/д сегмента увеличилась с 34% за 1 полугодие 2013 года до 37% по итогам 9 месяцев 2013 года. Тем не менее по отношению к аналогичному периоду 2012 года все еще наблюдается сокращение: доля ж/д сделок тогда составляла 54%. Отмеченные выше новые сделки ж/д лизинга, на наш взгляд, можно рассматривать скорее как разовое явление, и они пока еще не означают начала восстановления сегмента.

Прочие сегменты рынка (без учета ж/д техники) суммарно выросли на 33%. Существенный вклад сегмента авиализинга в общий прирост рынка сохранился – доля сегмента за год увеличилась с 3% до 16%. Доли грузового и легкового автотранспорта также увеличились, в сумме они составили около 22% нового бизнеса за 9 месяцев 2013 года.

По итогам 9 месяцев 2013 года сократились в объеме 16 сегментов рынка по видам оборудования из 37 выделенных «Экспертом РА» в рамках исследования, 21 сегмент рынка продемонстрировал положительные темпы прироста (таблица 3). Годом ранее сокращение наблюдалось в 18 сегментах.

 

 

Таблица 3. Структура рынка по предметам лизинга

Предметы лизинга Доля в новом бизнесе за 9 мес. 2013, % Доля в новом бизнесе за 9 мес. 2012, % Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента, % Доля в лизинговом портфеле на 01.10.2013, %
Железнодорожная техника 37,0 54,0 -33,2 50,72
Авиационный транспорт 15,8 3,0 412,8 15,14
Грузовой автотранспорт* 12,3 10,3 16,4 6,27
Легковые автомобили 9,5 8,3 12,0 4,20
Строительная техника 5,7 3,5 57,9 3,18
Сельскохозяйственная техника** 3,1 0,4 731,6 0,40
Оборудование для нефтедобычи 2,1 2,3 -9,5 2,32
Дорожно-строительная техника 1,9 3,0 -39,8 1,77
Машиностроительное, металлообрабатывающее оборудование 1,5 1,4 1,6 1,64
Оборудование для добычи полезных ископаемых (кроме нефти и газа) 1,3 1,3 1,8 1,00
Автобусы и микроавтобусы 1,2 1,4 -13,8 0,97
Суда (морские и речные) 0,8 0,6 33,0 2,36
Погрузчики и складское оборудование 0,8 0,6 23,8 0,44
Оборудование для газодобычи и переработки 0,7 0,02 3279,8 0,44
Оборудование для пищевой промышленности 0,6 0,7 -12,7 0,42
Здания и сооружения 0,6 0,8 -24,4 2,12
Энергетическое оборудование 0,5 4,1 -87,4 2,49
Оборудование для ЖКХ 0,4 0,2 100,9 0,25
Оборудование для производства химических изделий, пластмасс 0,3 0,7 -51,8 0,53
Деревообрабатывающее оборудование 0,2 0,2 14,2 0,22
Полиграфическое оборудование 0,2 0,2 11,9 0,26
Лесозаготовительное оборудование и лесовозы 0,2 0,3 -24,6 0,14
Упаковочное оборудование и оборудование для производства тары 0,2 0,1 32,6 0,09
Металлургическое оборудование 0,2 0,2 -18,4 0,14
Компьютеры и оргтехника 0,2 0,02 664,8 0,26
Оборудование для авиационной отрасли 0,1 0,1 105,2 0,11
Оборудование для развлекательных мероприятий 0,1 0,03 234,6 0,05
Торговое оборудование 0,1 0,1 -9,5 0,06
Оборудование для ресторанов 0,1 0,02 275,6 0,03
Телекоммуникационное оборудование 0,07 0,04 70,6 0,11
Геологоразведочная техника 0,06 0,1 -43,3 0,04
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование 0,05 0,1 -3,7 0,04
Авторемонтное и автосервисное оборудование 0,04 0,1 -27,2 0,05
Оборудование для производства бумаги и картона 0,02 0,03 -35,9 0,02
Текстильное и швейное оборудование 0,01 0,01 24,2 0,01
Мебель и офисное оборудование 0,01 0,01 23,5 0,01
Оборудование для спорта и фитнес-центров 0,004 0,01 -65,8 0,003
прочее оборудование 1,9 1,9 - -

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК

* Без учета компаний «Скания Лизинг» и ВФС «Восток»
** При оценке доли сегмента экспертно учтена и компания «Росагролизинг»

 

 
Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика