Лизинг и факторинг, 24.04.2013

1. Развитие рынка в 2012 году
Поделиться
VK


Вернуться к резюме

1.1. Объем и динамика рынка

По итогам 2012 года оправдались самые пессимистичные прогнозы – прирост рынка близок к нулю (1,5%). Объем нового бизнеса за год составил 1 320 млрд рублей, что почти не отличается от показателей 2011 года (таблица 1). Без учета сделок крупнейшей компании, «ВЭБ-лизинга», новый бизнес сократился на 5%. Совокупный лизинговый портфель на 01.01.2013 увеличился до 2,53 трлн рублей (+36%, годом ранее +57%).

Торможение рынка обусловлено, прежде всего, снижением активности в сегменте ж/д техники, много лет игравшем роль драйвера рынка. Так же негативно на динамике рынка отразилось удорожание фондирования из-за ужесточения банковского законодательства (поправки в инструкцию ЦБ РФ 139-И).

Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга

Открыть таблицу в новом окне
Проведите по таблице
Показатели 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
Объем нового бизнеса, млрд рублей399.6997.5720.0315.0725.01 300.01 320.0
Темпы прироста, %83.8149.6-27.8-56.3130.279.31.5
Объем полученных лизинговых платежей, млрд рублей136.0294.0402.8320.0350.0540.0560.0
Темпы прироста, %78.0116.237.0-20.69.454.33.7
Объем профинансированных средств, млрд рублей201.1537.0442.0154.0450.0737.0640.0
Темпы прироста, %90.0167.0-17.7-65.2192.263.813.2
Совокупный лизинговый портфель, млрд рублей530.01 202.01 390.0960.01 180.01 860.02 530.0
Темпы прироста, %-126.815.6-30.922.957.636.0
Номинальный ВВП России (по данным Росстата), млрд рублей26 917.233 247.541 276.838 807.246 321.855 798.762 356.9
Доля лизинга в ВВП, %1.53.01.70.81.62.32.1
Концентрация новых сделок на топ-10 компаний,%39.940.432.750.062.466.563.0
Индекс розничности[1], %н. д.32.641.025.224.023.028.0
[1] Индекс розничности рынка лизинга рассчитывается «Экспертом РА» как суммарная доля «розничных» сегментов в общем объеме новых сделок. К «розничным» сегментам мы относим легковой и грузовой автотранспорт, автобусы, строительную и сельскохозяйственную технику, торговое оборудование.
Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования ЛК

В 2012 году, как и годом ранее, наблюдается снижение доли IV квартала в годовом объеме новых сделок, не характерное для аналогичных некризисных периодов прошлых лет (график 1). По словам некоторых лизингодателей, ряд клиентов перенес сделки с IV квартала 2012 года на 2013 год в связи с отменой с начала года налога на новое движимое имущество, что также могло повлиять на динамику сделок в конце года. Отложенный спрос по таким сделкам может реализоваться уже в I квартале текущего года.

 

Перспектива слабого роста рынка, однако, не вызывает существенных опасений у его участников. «Еще в прошлом году было очевидно, что эйфории 2007-го и первой половины 2008 года уже не будет, равно как мы и не увидим высокий спрос на услуги лизинговых компаний, какой наблюдали в 2011 году», – говорит Алексей Смирнов, генеральный директор «CARCADE Лизинг». «Снижение объемов нового бизнеса, при условии сохранения качества лизингового портфеля, не должно негативно повлиять на платежеспособность участников рынка, при этом следует учитывать, что финансовое состояние частных лизинговых компаний с ограниченным доступом к финансированию может несколько ухудшиться», – добавляет Андрей Коноплев, генеральный директор ОАО ВТБ Лизинг.

Однако при сокращении рынка или незначительных темпах роста объемов нового бизнеса усилится конкуренция, что может привести как к либерализации требований к лизингополучателям, так и к снижению маржи лизингодателей при попытке предложить лучшие условия для клиентов. В погоне за сделками лизинговые компании могут пойти на снижение уровня авансовых платежей для лизингополучателей. С одной стороны, это повышает риски компаний, с другой – позволит немного больше заработать: чем больше задолженность клиента, тем выше платежи по сделке. Но не стоит забывать, что при росте рискованности сделок стоимость фондирования для компаний также увеличивается. В условиях жесткой конкуренции и ограниченного финансирования для мелких компаний возможным выходом будет объединение с более крупными.

Присутствует среди компаний и более оптимистичный взгляд на торможение рынка: при стагнации или слабом росте новых сделок можно направить усилия на укрепление отношений с уже имеющимися клиентами. «Участники рынка будут расширять продуктовые линейки, а также больше времени уделять вопросам пересмотра бизнес-процессов компании и регулирование отношений с дебиторами», – комментирует Светлана Буслаева, финансовый директор ЗАО «Альянс-Лизинг» (рейтинг «Эксперта РА» – А+).

1.2. Лидеры рынка

Тройка лидеров рынка второй год подряд не меняется ни по составу, ни по позициям компаний в рэнкинге – это ОАО «ВЭБ-лизинг», ОАО ВТБ Лизинг и ГК «Сбербанк Лизинг» (приложение 1). В совокупности на них пришлось около 37% от всего объема нового бизнеса (43% в 2011 году, 41,1% в 2010 году.).

Концентрация новых сделок на топ-10 крупнейших компаний немного снизилась и составила 63% по итогам 2012 года против 66,5% в 2011 году (в 2010 году – 62,4%, в 2009-м – 50%). Однако доля лидера рынка – «ВЭБ-лизинга» – продолжает расти: в 2012 году она увеличилась на 5,3 п. п. и составила 22,3% (в 2011 году – 17%). Рост концентрации на крупнейшем лизингодателе делает рынок в целом более чувствительным к колебаниям показателей его деятельности.

В структуре рынка по видам собственности тоже произошли изменения: если в 2011 году более половины рынка занимали государственные лизинговые компании, то теперь их доля составляет 47% (-5 п. п.) (график 2). Увеличилась доля компаний, собственниками которых являются российские частные банки (с 8,9% в 2011 году до 11,4% в 2012 году).

 
 

Среди крупнейших сделок лидера рынка стоит отметить заключение договора между ОАО «ВЭБ-лизинг» и ОАО «РЖД» по финансированию поставки путевой техники, необходимой для развития железнодорожной инфраструктуры по всей территории России. Сделка стала беспрецедентной по объемным показателям: сумма приобретения имущества – порядка 90 млрд рублей. Уникальной с точки зрения фондирования стала передача в лизинг авиакомпании «Аэрофлот» трех самолетов A321-200, общей каталожной стоимостью 310,8 млн долларов (впервые в России под гарантии европейских экспортно-кредитных агентств). В 2012 году ОАО «ВЭБ-лизинг» разместило на ФБ ММВБ 6 облигационных выпусков на 600 млн долларов. Компания впервые среди других лизинговых компаний на российском финансовом рынке не только номинировала облигации в валюте, но и предусмотрела осуществление валютных расчетов по ним. Широкое развитие получила программа ОАО «ВЭБ-лизинг» по поддержке МСБ – в 2012 году заключено свыше 18 тыс. договоров лизинга с более чем 10 тыс. клиентов.

ОАО ВТБ Лизинг в 2012 году заключило крупный контракт на поставку ОАО «АК «Трансаэро» четырех новых воздушных судов Boeing 787 Dreamliner в финансовый лизинг на срок 10 лет. Поставка воздушных судов с завода «Boeing» планируется в 2014 году. ВТБ Лизинг удалось провести переговоры и войти в действующий контракт между производителем воздушных судов и авиакомпанией в условиях повышенного спроса на самолеты данного типа и фактическом отсутствии предложения на рынке ввиду загруженности мощностей Boeing до 2019 года. Структура сделки также предусматривает возможность привлечения стороннего финансирования, в том числе Exim Bank.

В числе наиболее заметных проектов «Сбербанк Лизинга» можно обозначить такие, как поставка самолетов Boeing 737-500 в рамках договора с авиакомпанией «ЮТэйр» (стоимость проекта более 1,6 млрд рублей), увеличение железнодорожного парка группы «Евросиб» на 1 800 новых вагонов (4,4 млрд рублей), поставка спецтехники для компаний «Якутуголь», «Коршуновский ГОК», «Южный Кузбасс», входящих в группу «Мечел» (3,5 млрд рублей). Значимыми сделками также стали модернизация парка городского общественного транспорта в г. Тольятти (более 100 автобусов МАЗ), приобретение уникальной воздухоразделительной установки по выработке технического жидкого азота и кислорода для ООО «Криоген» в г. Рязань, закупка асфальтосмесительных заводов для ведущего предприятия дорожной отрасли Башкортостана ОАО «Башкиравтодор» (более 0,24 млрд рублей), старт партнерских программ по лизингу грузовых автомобилей VOLVO и Mercedes-Benz.

1.3. Распределение сделок по регионам и сегментам

Территориальное распределение новых сделок в 2012 году не претерпело существенных изменений: Москва, как и ранее, заняла лидирующее место, кроме того доля столицы постепенно увеличивается (с 38,4 в 2010 году до 43,0% в 2012 году). Упрочил свои позиции и Санкт-Петербург (рост доли с 6,6 до 7,4%). Необходимо отметить также рост доли Сибирского ФО с 6,0 до 9,9%. При этом доля Уральского ФО, наоборот, сократилась с 18,3 до 13,3%.

 


 

Главная тенденция в разрезе видов оборудования в 2012 году – снижение доли железнодорожной техники, лидирующего сегмента рынка.

Причинами торможения сегмента стали наметившееся перепроизводство вагонов, коррекция цен на подвижной состав, падение ставок аренды и сокращение объема грузоперевозок в 2012 году. Доля сегмента впервые с 2009 года показала отрицательные темпы роста, в сравнении с 2011 годом она сократилась на 7,3 п. п., до 41,3% (график 5). Прирост нового бизнеса по остальным видам имущества (без учета ж/д техники) составил 16%.

 

При этом заметно увеличились другие сегменты рынка: грузовой и легковой автотранспорт, авиатехника, энергетическое оборудование. Совокупная доля грузовых и легковых автомобилей увеличилась на 3,9 п. п. в 2012 году. (график 6).

 

В целом в 2012 году сократились в объеме 18 сегментов рынка по видам оборудования из 38 выделяемых «Экспертом РА» в рамках исследований, 20 сегментов рынка продемонстрировали положительные темпы прироста (таблица 2). Годом ранее сокращение наблюдалось также в 18 сегментах.

Значительный рост доли сельскохозяйственной техники объясняется участием в текущем исследовании компании «Росагролизинг» – крупнейшего лизингодателя в данном сегменте. В то же время аналогичный быстрый рост сегмента энергетического оборудования произошел в результате заключения в 2012 году компанией «БИЗНЕС АЛЬЯНС» крупной сделки (около 16 млрд рублей) с ОАО «КУЗБАССЭНЕРГО». Средства будут направлены на финансирование глубокой модернизации энергоблоков (№№4,5) на Томь-Усинской ГРЭС и реконструкции двух блоков (№№4,6) на Беловской ГРЭС. Предметами лизинга по договорам выступают паровые турбины, турбогенераторы, автоматизированные системы управления, котельное, электротехническое оборудование.

Таблица 2. Структура рынка по предметам лизинга

Открыть таблицу в новом окне
Проведите по таблице
Предметы лизинга Доля в новом бизнесе за 2012 год, % Доля в новом бизнесе за 2011 год, % Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента, % Доля сегмента в лизинговом портфеле на 01.01.2013, %
Железнодорожная техника41.2548.60-13.8050.12
Грузовой автотранспорт*11.189.5419.005.96
Авиационный транспорт (воздушные суда, вертолеты)8.727.4718.4812.38
Легковые автомобили8.506.2238.213.45
Строительная техника, включая строительную спецтехнику на колесах4.484.99-8.893.39
Энергетическое оборудование3.190.74336.232.79
Дорожно-строительная техника3.012.6117.042.08
Оборудование для нефтедобычи и переработки2.191.4454.272.47
Сельскохозяйственная техника2.170.54304.801.94
Машиностроительное, металлообрабатывающее оборудование2.082.67-20.991.67
Суда (морские и речные)1.631.74-5.302.54
Здания и сооружения1.502.68-43.102.51
Автобусы и микроавтобусы1.431.348.480.95
Оборудование для добычи прочих полезных ископаемых1.011.81-43.261.32
Погрузчики и складское оборудование0.720.6316.040.30
Оборудование для производства химических изделий, пластмасс0.720.4274.240.68
Оборудование для пищевой промышленности, включая холодильное0.620.5122.870.50
Оборудование для газодобычи и переработки0.450.56-17.620.37
Полиграфическое оборудование0.260.35-25.600.33
Лесозаготовительное оборудование и лесовозы0.250.2026.320.18
Оборудование для ЖКХ0.240.33-24.070.12
Деревообрабатывающее оборудование0.240.1738.080.24
Упаковочное оборудование и оборудование для производства тары0.200.1622.950.14
Металлургическое оборудование0.140.22-35.840.20
Компьютеры и оргтехника0.130.16-17.040.43
Телекоммуникационное оборудование0.130.1118.770.29
Торговое оборудование0.100.100.840.09
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование0.080.08-4.470.04
Оборудование для авиационной отрасли0.080.10-21.750.07
Авторемонтное и автосервисное оборудование0.070.10-26.370.06
Геологоразведочная техника0.070.16-55.490.04
Оборудование для производства бумаги и картона0.050.01432.420.03
Оборудование для развлекательных мероприятий0.030.035.440.02
Мебель и офисное оборудование0.020.02-7.310.02
Оборудование для ресторанов0.020.0190.830.01
Текстильное и швейное оборудование0.010.02-69.120.01
Оборудование для спорта и фитнес-центров0.010.0017.010.00
Банковское оборудование0.000.00-100.000.00
Прочее оборудование2.523.15-1.79
* Без учета компаний «Скания Лизинг» и «ВФС Восток»
Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования ЛК
 

1.4. Сделки с малым и средним бизнесом

Переформатирование рынка в 2012 году отразилось и на структуре сделок с точки зрения размеров лизингополучателей. Сокращение операций крупнейших клиентов в сегменте железнодорожной техники позволило укрепить позиции лизинга в малом и среднем бизнесе: впервые за 4 года его доля ощутимо увеличилась (на 6,3 п. п. за 2012 год).

 

Лидирующим типом имущества в сделках с субъектами МСБ стал грузовой транспорт (28,4 против 11,2% в целом по рынку). В тройку лидеров также вошли легковой автотранспорт и железнодорожная техника. Кроме того, для малого и среднего бизнеса интересны сегменты строительной и дорожно-строительной техники (график 9). Высокодоходный сегмент строительства (в частности, недвижимости) привлекает значительное количество субъектов МСБ, нехватка собственных средств и залоговой базы приводит их в лизинговые компании. «Росту объемов сделок в сегменте МСБ способствует повышение уровня грамотности лизингополучателей. Компании малого и среднего бизнеса совершают по несколько сделок, набираются опыта, происходит популяризация лизинга, информации о нем становится все больше. Нарабатывается и судебная практика в соответствующей сфере. Поэтому, на наш взгляд, именно сегмент малого и среднего бизнеса будет расти опережающими темпами по сравнению с крупным», – комментирует Олег Литовкин, генеральный директор «Лизинговой компании УРАЛСИБ».

 

По территориальному распределению сделок лизинга МСБ наблюдается рост концентрации на Москве. Если по итогам 2011 года распределение сделок МСБ по регионам было более равномерным, чем в целом по всему рынку, то в 2012-м структура договоров с малым и средним бизнесом приблизилась к среднерыночному показателю.

 
Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика