Лизинг и факторинг, 18.05.2010

Регулятивная несогласованность
Поделиться
Facebook Twitter VK


Рынок лизинга пострадал в период кризиса сильнее других сегментов финансового рынка. К примеру, сокращение объема уступленных требований на рынке факторинга составило в 2009г. 40,1% (с 602,8 млрд руб. до 361 млрд руб.), а объем выданных банками кредитов малому и среднему бизнесу в 2009г. сократился на 26,5% (с 4,08 трлн. руб. до 3 трлн. руб.). По данным открытых источников, с начала 2009 года было опубликовано не менее 37 заявлений о банкротствах лизинговых компаний, из них, по оценке "Эксперт РА", около 20-30% составляют рыночно-ориентированные публичные лизингодатели.

Целый ряд проблем, с которыми столкнулись лизингодатели в прошедшем году, заставили профессиональное сообщество задуматься о необходимости регулирования рынка, которое должно обеспечить большую устойчивость лизинговой отрасли, снижение рисков, сохранение прибыльности компаний, исключение недобросовестной конкуренции на рынке, а также повышение прозрачности деятельности в отрасли. В частности, представители Подкомитета по лизингу ТПП РФ выступили с предложением разра¬ботки отраслевых стандартов деятельности лизинговых компаний и последу¬ющего создания на этой основе саморегулируемой организации (СРО) лизингодателей.

"Определенное регулирование рынка должно существовать в любом случае, - утверждает Кирилл Царев, генеральный директор ЛК "Интерлизинг". - Отсутствие базовых стандартов не позволяет обеспечить минимальную прозрачность деятельности участников рынка (особенно учитывая, что РСБУ не в полной мере отражает особенности учёта лизинговых операций). В свою очередь низкая прозрачность рынка, различия в терминах и принципах расчёта показателей приводят к снижению потенциального интереса инвесторов, а это оказывает влияние не только на объемы привлекаемых инвестиций, но и капитализацию участников рынка".

"Рынок лизинга РФ нуждается в сильном контролирующем органе, - соглашается Александр Михайлов, вице-президент компании "Europlan". - Основными задачами так называемой Саморегулируемой организации лизинговых компаний, должно стать определение и установление стандартов лизинговой деятельности, а также контроль за их соблюдением. Создание подобной организации обещает стать эффективным инструментом для развития российского лизингового рынка и увеличения инвестиционной привлекательности отрасли".

Основными целями СРО являются регулирование рынка, контроль количества и состава участников, регулирование взаимоотношений между ними, и наконец, в какой-то степени лоббирование интересов отрасли. Польза от наличия эффективно работающей СРО очевидна: при установлении требований работы на рынке, улучшаются условия взаимодействия и функционирования всех его участников, так как в процессе контроля выполнения требований отсекаются недобросовестные игроки рынка (мошенники) и финансово неустойчивые компании. В конечном счете это приводит к повышению устойчивости всей отрасли и улучшению конкурентной среды.

Наиболее эффективно реализовывать все свои функции саморегулируемая организация может при выполнении трех условий:

  • В составе организации должны участвовать все лизинговые компании, работающие на рынке. В случае же неполного охвата организацией участников рынка (в настоящее время по законодательству участие в СРО для лизинговых компаний является добровольным), должны быть созданы такие условия, чтобы было невыгодно отказываться от участия в СРО. Вступившие в организацию участники должны получать бонусы, а не вступившие должны не иметь определенных преференций.
  • СРО должна иметь реальную возможность существенно влиять на деятельность своих участников, и даже в конечном итоге разрешать или запрещать работать на рынке (к примеру, как Российский союз автостраховщиков имеет возможность влиять на выдачу и отзыв лицензий).
  • У организации должна быть возможность устанавливать нормативы деятельности и применять штрафные санкции за их невыполнение.

Между тем, в настоящее время лишь немногие лизинговые компании готовы видеть в лице СРО регулятора, устанавливающего жесткие нормативы и правила работы для повышения устойчивости лизинговой отрасли, что является основным предназначением СРО. В подавляющем же большинстве лизингодатели ожидают от СРО выполнения лоббистских функций, решения задач по улучшению законодательной базы, а также упрощению доступа к финансовым ресурсам и снижению их стоимости. Это свидетельствует, во-первых, о неготовности рынка к введению регулирования (российские лизингодатели по большому счету еще никогда не работали в условиях регулирования), а во-вторых, о низкой мощи имеющихся лизинговых ассоциаций (чьей главной задачей и является лоббирование интересов отрасли).

Нет единства мнений среди участников рынка также по вопросу системы принятия решений в саморегулируемой организации ЛК. Крупные лизингодатели предпочитают, чтобы система голосов в СРО учитывала размер компании и давала большее влияние (что характерно для большинства таких объединений – именно крупнейшие участники рынка задают тон и стандарты деятельности). При этом небольшие лизинговые организации согласны участвовать в СРО только при условии полного равноправия ее членов, а некоторые и более того – настаивают на принципе невозможности принятия решений о мерах регулирования внутри СРО при отсутствии единогласного одобрения таких мер всеми членами организации, опасаясь давления со стороны крупных ЛК.

Против создания на рынке лизинга регулятора высказались 56% участников исследования (таблица 5). Аналогичная точка зрения была высказана топ-менеджерами лизинговых компаний в рамках интерактивного опроса участников VIII Всероссийской конференции "Лизинг в России-2009", организованной агентством "Эксперт РА" в декабре 2009г. (график 11). При этом необходимо отметить, что небольшие компании (с объемом портфеля – 1-3 млрд руб., занимающие 50-80 места в рэнкинге лизингодателей), в большей степени согласны с необходимостью наличия регулятора (таблица 6), и в то же время именно им будет труднее договариваться по различным вопросам в рамках СРО, чем нескольким крупным лизингодателям.

Таблица 5. Большинство лизингодателей предпочитают свободу деятельности

Возможные параметры регулирования Мнения компаний
"да" "нет"
1 Необходим ли рынку лизинга регулятор (в целом, независимо от его формы)? 44% 56%
2 Испытывала бы лизинговая отрасль в 2009г. меньше проблем, если бы до кризиса действовало нормативное регулирование отрасли? 29% 71%
3 Целесообразно ли введение для ЛК норматива достаточности капитала? 44% 56%
4 Целесообразно ли введение для ЛК норматива ликвидности? 51% 49%
5 Целесообразно ли введение для ЛК норматива максимального риска на одного клиента? 44% 56%
6 Позволяет ли имеющееся у компании программное обеспечение оперативно сформировать разбивку активов и пассивов по срокам их погашения? 60% 40%

Источник: "Эксперт РА" по данным анкетирования 73 лизинговых компаний

График 11. Треть руководителей лизинговых компаний выступает против наличия регулятора, еще 37% считают, что регулятор нужен, но только в форме СРО

Источник: «Эксперт РА», по данным опроса топ-менеджеров российского лизингового рынка на конференции "Лизинг в России – 2009" (30 человек)

Среди участников опроса 30% респондентов хотели бы оставить текущую систему регулирования, 37% готовы к регулированию со стороны специально созданной саморегулируемой организации лизинговых компаний. Только пятая часть экспертов считает, что функции контроля и регулирования рынка должны быть переданы специализированному финансовому регулятору. Идею лицензирования лизинговой деятельности поддержали 13% экспертов.

Большинство лизинговых компаний (71%) считают, что даже в случае наличия более жесткого регулирования на рынке в докризисный период, отрасль не испытывала бы меньше проблем в 2008-2009г. "Ни одна из ключевых проблем, с которыми столкнулась отрасль в ходе кризиса, не могла быть решена с помощью нормативного регулирования, - отмечает Андрей Коноплев, генеральный директор ОАО "ВТБ-Лизинг". - Достаточно лишь упомянуть основные проблемы, появившиеся у лизинговых компаний в данный период: финансирование операций (как новых сделок, так и ранее заключенных договоров), урегулирование или взыскание проблемной задолженности, необходимость существенного сокращения издержек. Вряд ли можно представить, что нормативное регулирование может оказать влияние на решение данных проблем".

В то же время, на наш взгляд, наличие регулятивных требований к достаточности капитала, к размерам принимаемых рисков, к методам и принципам риск-менеджмента, могло бы значительно снизить уровень проявившихся проблемных сделок, а некоторых участников рынка возможно и спасти от банкротства.

Аналитика


Прогноз лизингового рынка на 2020 год: обнуление роста

На протяжении 2019-го российский рынок лизинга демонстрировал более скромные темпы прироста, чем в 2... 25.03.2020
Прогноз лизингового рынка на 2020 год: обнуление роста

Российский рынок факторинга – итоги 2019 года и прогноз на 2020-й: курс на цифровизацию

Общий объем выплаченного Факторами финансирования по итогам 2019 года увеличился на 20 % и достиг по... 19.03.2020
Российский рынок факторинга – итоги 2019 года и прогноз на 2020-й: курс на цифровизацию

Российский лизинг: перспективы и вызовы 2020

Объем нового бизнеса за 9 месяцев 2019-го составил 1 030 млрд рублей, что всего на 2 % больше аналог... 12.12.2019
Российский лизинг: перспективы и вызовы 2020

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2019 года: коррекция роста

По итогам первой половины 2019-го объем нового бизнеса составил 730 млрд рублей, показав минимальный... 03.09.2019
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2019 года: коррекция роста

Рынок лизинга по итогам 2018 года: на максимальных оборотах

За прошлый год объем нового бизнеса достиг рекордного уровня в 1,3 трлн рублей, однако размеры рынка... 25.03.2019
Рынок лизинга по итогам 2018 года: на максимальных оборотах
Вся аналитика