Лизинг и факторинг, 18.05.2010

Методология исследования
Поделиться
Facebook Twitter VK


В исследовании по итогам 2009 года в качестве основного показателя при построении рэнкинга крупнейших лизингодателей мы использовали сумму лизингового портфеля (платежей к получению), вместо объема нового бизнеса, который использовался до 2009г. Не меняя методики исследований, мы в то же время считаем, что в нынешних условиях показатель лизингового портфеля более адекватно отражает положение компании, чем объем нового бизнеса.

Рынок в своем развитии проходит несколько этапов. На стадии роста (которую мы наблюдали до начала 2008 года) показатель объема нового бизнеса отражает перспективу того, каким будет положение лизинговой компании в будущем – поскольку показывает задел новых контрактов. На падающем рынке (который наблюдается со второй половины 2008 года) новый бизнес не является адекватным индикатором положения компании, поскольку в кризисных условиях многие компании могут заморозить новые сделки, чтобы переоценить риски и выработать новую политику работы (что происходило в 1 полугодии 2009 года). Кроме того, в условиях падающего рынка показатель нового бизнеса может быть подвержен высокой волатильности. В то время как крупные лизингодатели могли приостановить активное заключение новых сделок, переключившись на реструктуризацию действующих договоров, небольшие лизинговые компании, прорабатывавшие долгое время крупную сделку, и подписавшие ее в исследуемый период, могут занять нехарактерно высокое для себя место в рэнкинге ("разовый взлет").

На основании указанных факторов использование показателя портфеля в качестве основного критерия ранжирования представляется более верным. Во-первых, он позволяет избежать резких скачков компаний в рэнкинге, во-вторых, в условиях падающего рынка он показывает наличие у компании актива, который генерирует денежный поток, и наличие как правило широкой базы потенциальных будущих лизингополучателей, которые позволят лизинговой компании при восстановлении рынка значительно увеличить объемы новых сделок.

Рейтинговое агентство "Эксперт РА" проводит исследования рынка лизинга и составляет списки крупнейших лизинговых компаний по итогам каждого года, полугодия и девяти месяцев.

В проекте "Российский лизинг" может принять участие любая лизинговая компания (или группа аффилированных компаний), зарегистрированная как юридическое лицо на территории РФ, и осуществляющая деятельность по предоставлению оборудования и других объектов в финансовую аренду. Исследование проводится путем анализа анкетных данных, предоставленных лизингодателями-участниками исследования.

В исследовании по итогам 9 месяцев 2009 года приняли участие 107 лизинговых компаний, оборот которых, по нашему мнению, составляет около 80% всего лизингового рынка. При расчете объемных показателей рынка мы сделали корректировки в соответствии с этой предпосылкой.

В исследовании мы не учитывали долю рынка, приходящуюся на компании, чья деятельность ориентирована на распределение ресурсов внутри холдингов с использованием возможностей налоговой оптимизации. Информация об этих компаниях обычно недоступна, а их деятельность находится вне тенденций, характерных для «рыночных» лизинговых компаний.

Мы хотим обратить Ваше внимание, что под основными терминами, используемыми в исследовании, мы понимаем следующее:

Объем нового бизнеса (объем рынка лизинга) – это объем сделок, по которым наиболее раннее из двух событий: (1) закупка оборудования для передачи в лизинг по договору лизинга, (2) получение аванса лизингополучателя (если аванс ненулевой) – наступило не ранее первого дня исследуемого периода и не позднее его последнего дня.

Объем профинансированных средств - средства, потраченные лизинговой компанией в рассматриваемом периоде по текущим сделкам для их исполнения (закупка оборудования, получение лицензий, монтаж и прочие расходы, произведенные лизингодателем).

Объем полученных лизинговых платежей – это общая сумма платежей по договорам лизинга, перечисленных на расчетный счет организации в течение периода.

Текущий портфель компании (объем лизинговых платежей к получению) – объем задолженности лизингополучателей перед лизингодателем по текущим сделкам за вычетом задолженности, просроченной более чем на 2 месяца.

Показатели объема полученных лизинговых платежей и объема текущего портфеля компаний характеризуют эффективность деятельности компании в предыдущих исследуемому периодах.

Все показатели по компаниям указываются с учетом НДС.

Для проверки правильности предоставляемых компаниями данных используются процедуры сравнения запрашиваемых показателей с данными финансовой отчетности и результатами предыдущих периодов. В процессе обработки данных из анкет показатели анкеты соотносятся с показателями баланса, в результате чего выявляются компании с нехарактерными соотношениями, у которых запрашиваются уточнения и разъяснения. Кроме этого, сопоставляется динамика развития компании за несколько временных периодов, что тоже показывает нехарактерные сдвиги в объемах деятельности. Также соотносятся показатели портфеля, нового бизнеса и полученных платежей. Очевидно, что рост или падение объемов деятельности в предыдущих периодах влекут соответствующее изменение в денежных потоках (полученных платежах). Данные изменения также анализируются нами как критерий оценки достоверности предоставляемой информации.

При проведении исследования были использованы комментарии следующих спикеров:

Афанасьева Ольга   и.о. Директора по экономике, ЛК "Дельта"
Бушина Ольга   Начальник Управления лизинговых операций, "БАНК ИНТЕЗА"
Бякова Евгения      Зам. Генерального директора, ИФК "Авиализинг"
Горбунов Владислав   Директор по развитию, компания "AXELIT"
Гуща Полина   Зам. Генерального директора, ЛК "Северная Венеция"
Коноплев Андрей   Генеральный директор,  "ВТБ-Лизинг"
Леонгард Игорь   Генеральный директор,  "Экономлизинг"
Литвин Сергей   Финансовый директор,  "МКБ-лизинг"
Литовкин Олег   Генеральный директор, "Лизинговая компания УРАЛСИБ"
Логинов Виктор   Генеральный директор, "Альфа-Лизинг"
Масленников Олег   Исполнительный директор, ЛК "Дойче Лизинг Восток"
Медведев Андрей   Генеральный директор, "Авангард-Лизинг"
Михайлов Александр   Вице-президент, "Europlan"
Смирнов Алексей   Финансовый директор, "CARCADE Лизинг"
Соловьев Вячеслав   Генеральный директор, "ВЭБ-Лизинг"
Сулима Евгений   Генеральный директор, "АльянсРегионЛизинг"
Царев Евгений   Руководитель аппарата Секции по лизингу ТПП РФ
Царев Кирилл   Генеральный директор, группа компаний "Интерлизинг"
Чулочникова Екатерина   Руководитель Управления по работе с ЛК,  "ВСК-Москва"

Полный текст интервью с партнерами исследования читайте в разделе "Интервью"

Аналитика


Прогноз лизингового рынка на 2020 год: обнуление роста

На протяжении 2019-го российский рынок лизинга демонстрировал более скромные темпы прироста, чем в 2... 25.03.2020
Прогноз лизингового рынка на 2020 год: обнуление роста

Российский рынок факторинга – итоги 2019 года и прогноз на 2020-й: курс на цифровизацию

Общий объем выплаченного Факторами финансирования по итогам 2019 года увеличился на 20 % и достиг по... 19.03.2020
Российский рынок факторинга – итоги 2019 года и прогноз на 2020-й: курс на цифровизацию

Российский лизинг: перспективы и вызовы 2020

Объем нового бизнеса за 9 месяцев 2019-го составил 1 030 млрд рублей, что всего на 2 % больше аналог... 12.12.2019
Российский лизинг: перспективы и вызовы 2020

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2019 года: коррекция роста

По итогам первой половины 2019-го объем нового бизнеса составил 730 млрд рублей, показав минимальный... 03.09.2019
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2019 года: коррекция роста

Рынок лизинга по итогам 2018 года: на максимальных оборотах

За прошлый год объем нового бизнеса достиг рекордного уровня в 1,3 трлн рублей, однако размеры рынка... 25.03.2019
Рынок лизинга по итогам 2018 года: на максимальных оборотах
Вся аналитика