Рейтинговые действия, 25.08.2021

«Эксперт РА» повысил рейтинг компании «МЭРИТАЙМ КЭПИТАЛ ИНВЕСТМЕНТС» до уровня ruВВВ+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 25 августа 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности холдинговой компании «МЭРИТАЙМ КЭПИТАЛ ИНВЕСТМЕНТС» до уровня ruВВВ+. Прогноз по рейтингу стабильный. Ранее у компании действовал рейтинг на уровне ruBBB со стабильным прогнозом.

ООО «МЭРИТАЙМ КЭПИТАЛ ИНВЕСТМЕНТС» (далее – МКИ, холдинг) является холдинговой компанией, единственным объектом вложений которой выступает 100% пакет акций в АО «Находкинский морской торговый порт» (далее – НМТП, порт). Холдинг приобрел пакет акций в июне 2017 года у группы ЕВРАЗ. Финансирование сделки проводилось с использованием долгосрочного кредита и акционерных займов. Акции порта являются предметом залога по привлеченному кредиту, а сам порт выступает поручителем по привлеченному долгу холдинговой компании. Акционерами холдинга являются крупнейшие акционеры группы ЕВРАЗ. Повышение рейтинга холдинга обусловлено улучшением кредитоспособности операционной компании на фоне позитивных операционных и финансовых результатов при сохранении низкой долговой нагрузки в непростых макроэкономических условиях.

Агентство рассматривало акционерные займы и займы от НМТП на уровне холдинга как квазикапитал, поскольку по ним отсутствует график погашения, а также обязательства по выплате процентов. При этом оценка за диверсификацию пассивов по кредиторам была повышена в связи со снижением доли кредита от единственного банка до 39% от пассивов холдинга на 30.06.2021 (далее – отчетная дата) при 51% годом ранее, что также положительно повлияло на итоговый рейтинг.

Поскольку пакет акций НМТП является единственным инвестиционным активом холдинга, диверсификация портфеля активов оценивается как низкая, что оказывает значительное сдерживающее влияние на уровень рейтинга. Вместе с тем агентство продолжает оценивать финансовое состояние НМТП как умеренно высокое. Риск-профиль отрасли оказывает поддержку итоговой оценке НМТП. Порт является крупнейшим в г. Находка, ориентированным на экспорт угля и металлов в страны Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона, которые остаются лидерами по объему грузоперевозок, а объемы, приходящиеся на Дальневосточный бассейн, показали прирост на 4,6% по итогам 2020 года при общем снижении грузооборота морских портов России на 2,3% за аналогичный период. НМТП в частности в условиях пандемии нарастил объем грузоперевалки на 2,6% до 11,9 млн т. Перевалка угля традиционно занимает около 80% в выручке НМТП, при этом тарифы зависят от стоимости перевозимого товара. Агентство ожидает сохранение позитивной динамики отрасли в среднесрочной перспективе на фоне высокого мирового спроса на металлургический уголь в результате активного восстановления мировой экономики при ограниченности поставок и потребности в пополнении запасов на крупных китайских сталеплавильных заводах, что будет поддерживать экспортные цены на уголь из России и, соответственно, тарифы НМТП на перевалку. Барьеры для входа в отрасль оцениваются агентством как высокие из-за значительных капитальных вложений, необходимых для начала участия на этом рынке.

Рыночные и конкурентные позиции порта оцениваются умеренно-позитивно, так как НМТП входит в тройку крупнейших портов Дальневосточного региона по объемам перевалки. Порт является самодостаточным с точки зрения финансирования операционных расходов и поддерживающих капитальных затрат и не получает поддержку со стороны государства. Износ основных средств, уровень продуктовой диверсификации и рынок сбыта агентство оценивает сдержанно. Диверсификация клиентской базы не является источником риска для НМТП, поскольку ключевыми клиентам являются ЕВРАЗ и Сибуглемет. При этом с первым действует долгосрочный контракт, фиксирующий цены и гарантирующий объемы перевалки угля и металлов. Зависимость от поставщиков и подрядчиков у порта отсутствует. Оценка концентрации активов поддерживается наличием страховой защиты и близостью к транспортной инфраструктуре.

Показатели рентабельности порта оцениваются агентством позитивно. За период 30.06.2020-30.06.2021 (далее – отчетный период) выручка выросла на 9%, EBITDA – на 13% на фоне ослабления рубля, что позволило увеличить рентабельность по EBITDA на 3%. Тем не менее, в силу корреляции между стоимостью перевалки и ценами переваливаемого товара концентрация объемов перевалки создает зависимость финансового результата порта от ситуации на рынке угля, для которого характерна ценовая волатильность. Вместе с тем НМТП будет продолжать поддерживать достигнутый объем перевалки за счет обновления перевалочных мощностей и увеличения РЖД пропускной способности железнодорожных путей. Выручка НМТП определяется в долларах по тарифам, при этом себестоимость формируется в рублях, что дает дополнительный положительный эффект на рентабельность в период ослабления рубля. Погашение и обслуживание валютного долга осуществляется за счет валютной выручки, что позволяет агентству оценивать валютные риски умеренно-позитивно.

На отчетную дату долг порта по-прежнему остается на минимальном уровне: отношение долга на отчетную дату к EBITDA LTM составило 0,5х, что оценивается агентством позитивно. С учетом проведения масштабной инвестиционной программы, которая находится в активной фазе с 2017 года, агентство не ожидает роста показателя долг/EBITDA выше 1,0х в течение года от отчетной даты. При этом капитальные затраты обладают определенной степенью гибкости и могут быть перенесены на более поздние периоды в случае неблагоприятной экономической ситуации. Инвестиционная программа включает в себя приобретение специальных сооружений для механизированной разгрузки вагонов, что повлияет на рост производственных мощностей и повышение рентабельности. Также порт постоянно производит обновление фонда основных средств, установку очистных сооружений и внедрение других технологий для защиты окружающей среды.

Прогнозная ликвидность НМТП оценивается сдержанно. Компания обладает достаточным объемом свободных денежных средств и стабильно высоким уровнем операционных денежных потоков для обслуживания долга, осуществления дивидендных выплат и обеспечения поддерживающих капитальных затрат, при этом финансирование инвестиционной программы на развитие будет частично осуществляться за счет выборки доступных кредитных линий. Агентство высоко оценивает возможности порта по рефинансированию краткосрочных обязательств и не ожидает реализации каких-либо рисков неполучения дополнительных заемных средств. Качественная оценка ликвидности порта сдерживается отсутствием утвержденной дивидендной политики.

Выплачиваемые дивиденды НМТП являются ключевым источником обслуживания и погашения долга холдинга, который был привлечен для приобретения порта. Полученные от НМТП дивиденды будут направлены холдингом на выплату процентных платежей и погашение основного долга. Распределение дивидендов холдинговой компанией конечным акционерам на текущий момент не планируется ввиду активной инвестиционной фазы. При оценке показателя достаточности денежных потоков холдинга агентство ожидает паритет между входящими и исходящими потоками, что не создает рисков нехватки формируемых денежных средств, поскольку конечные акционеры не предполагают создание избыточной ликвидности на уровне холдинга.  Таким образом, в течение следующих 18 месяцев от отчетной даты достаточность денежных потоков составит 1.

Агентство продолжает отмечать умеренные валютные риски холдинга. Кредит, который был привлечен для приобретения порта, номинирован в долларах, однако получаемые дивиденды от НМТП также определяются в долларах, что создает натуральный хедж и снижает степень влияния изменения валютных курсов на финансовую деятельность холдинга.

Отсутствие контролирующего собственника продолжает оказывать сдерживающее влияние на уровень рейтинговой оценки холдинга. Помимо этого, агентство отмечает невысокую информационную прозрачность НМТП и холдинга ввиду отсутствия в открытом доступе финансовой отчетности с аудиторским заключением. Также оказало влияние отсутствие независимых членов в составе Совета директоров НМТП, а также невозможность высоко оценить надежность аудитора отчетности холдинга.

По данным отчетности ООО «МЭРИТАЙМ КЭПИТАЛ ИНВЕСТМЕНТС» по стандартам РСБУ, активы компании по состоянию на 30.06.2021 составили 22,3 млрд руб., капитал – 11,2 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг ООО «МЭРИТАЙМ КЭПИТАЛ ИНВЕСТМЕНТС» был впервые опубликован 19.09.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 03.09.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности холдинговым компаниям  https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ООО «МЭРИТАЙМ КЭПИТАЛ ИНВЕСТМЕНТС», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «МЭРИТАЙМ КЭПИТАЛ ИНВЕСТМЕНТС» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «МЭРИТАЙМ КЭПИТАЛ ИНВЕСТМЕНТС» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023

Экономкласс теряет экономность

РБК

Стоимость авиаперелета по России экономклассом достигла максимума с 2000 года
20.06.2023

Транспортники приземлились с убытком

РБК

РБК проанализировал финансовые показатели ведущих грузовых авиакомпаний
30.05.2023